- Глинка Мих. Ив
-
ГЛИ́НКА Мих. Ив. (1804—57) — композитор, основоположник рус. классич. музыки. Учился в Петербурге в Благородном пансионе при Пед. уч-ще (1818—22), одновременно брал уроки игры на фп у Дж. Филда и Ш. Майера и на скрипке у Ф. Бема. Позднее учился вокалу под рук-вом Беллоли, теории музыки и композиции — З. Дена (1833—34). К 20-м гг. относится нач. период известности Г. как пианиста и певца, а также композитора (2 струнных квартета, фп. пьесы, романсы, в т. ч. "Не искушай", "Бедный певец").
Особая роль Г. в истории иск-ва связана с созданием произв., поднявших рус. музыку на общеевроп. уровень. Соединяя традиции зап.-европ. драматургии с принципами рус. муз. мышления, умело претворяя в собств. соч. интонац. богатство рус. нар. музыки, Г создал произв., определившие гл. направления последующего развития рус. музыки (композиторы "Могучей кучки", П. И. Чайковский).
Одна из осн. заслуг Г. связана с созданием рус. классич. оперы. Два произведения — "Жизнь за Царя" ("Иван Сусанин", 1836) и "Руслан и Людмила" (по Пушкину, 1842) — многоплановые, со сложными сюжетными коллизиями и яркими муз.-драматич. характеристиками, проложили пути развития отечеств. историч., драматич., эпич., сказочной и т. п. оперы. Новаторство муз. драматургии Г. связано с открытиями в обл. муз. языка, формированием новых оперных форм (рондо Фарлафа), соблюдением подчеркнутого равновесия в соотношении ариозных и речитативных эпизодов (партия Сусанина), созданием сложной системы интонац. связей, индивидуализиров. муз. характеристик. Неизменной у Г. остается точность при воплощении разнонац. образов ("польский акт" в "Жизни за Царя", вост. сюита в 4-м действии "Руслана").
Г. — автор неск. программных симфонич. произв., открывающих осн. пути развития рус. симфонизма: оркестр. фантазии "Камаринская" (1848), написанной в жанре вариаций на темы двух нар. песен — свадебной и плясовой, а также двух увертюр — "Арагонская хота" (1845) и "Воспоминание о летней ночи в Мадриде" (1851), созданных по испанским впечатлениям, обнаруживающих блестящее оркестр. мастерство композитора. Значит. роль в творчестве Г. сыграл "Вальс-фантазия" (первоначально — для фп., окончат. оркестровая ред., 1856), во многом послужившая прообразом вальсовой симфонич. и балет. музыки Чайковского.
Не утратили популярности вплоть до кон. 20 в. ставшие классическими романсы Г. на стихи Пушкина, Жуковского, Дельвига и др. поэтов: в жанре рус. песни ("Ах ты, душечка, красна девица"), элегии ("Сомнение"), баллады ("Ночной смотр"), воссоздающие черты "восточного" ("Не пой, красавица, при мне"), испанского ("Я здесь, Инезилья") или итал. ("Венецианская ночь") мелоса и др.
Соч.: Глинка М. И. Записки. Л., 1953.
Лит.: Асафьев Б. В. Глинка. М.; Л., 1950.; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. Глинка: Творческий путь: В 2 т. М., 1955; Цуккерман В. А. "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1955.
М. И. Глинка

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.